Турбокомпрессор — это устройство, которое увеличивает мощность двигателя за счёт нагнетания воздуха в цилиндры. Он состоит из турбины и компрессора, которые приводятся в движение выхлопными газами. Турбокомпрессор работает в условиях высоких температур и давлений, поэтому его детали подвергаются износу и загрязнению.
Турбокомпрессорные двигатели отличаются более высокими требованиями к качеству масла по сравнению с атмосферными моторами. Очень важным является качество самого моторного масла, его уровень и совместимость с двигателем внутреннего сгорания вашего автомобиля. Масло в турбокомпрессоре выполняет несколько функций: смазывает подшипники, охлаждает детали и удаляет продукты износа. Однако масло может загрязняться различными частицами, такими как сажа, пыль, металлическая стружка и т.д. Эти частицы могут привести к следующим последствиям:
Загрязнение моторного масла можно разделить на 3 вида:
Причинами химического загрязнения являются:
Химическое загрязнение в большинстве случаев может привести к снижению прочности масленой пленки, которое в свою очередь ведет за собой сухое трение и как следствие поломку деталей. При рабочих нагрузках вал турбины Характерными признаками химического загрязнения является износ частей турбокомпрессора и посторонний шум.
Причин появления мелкого абразива в масляной системе может быть несколько:
Причинами чаще всего бывают:
К самой распространенной вариации неисправности турбонаддува можно отнести постоянный или временный кризис смазывающего вещества в турбокомпрессоре. Для выявления данной неисправности необходимо разбирать турбину и внимательно осматривать вал и подшипники скольжения.
К основным причинам голодания смазочного вещества в турбине относятся:
Большинство турбин работает на втулках скольжения. В процессе работы турбины между подшипниками и валом образуется «масляный клин», т.е. непосредственного соприкосновения между подшипниками и валом нет. Вал как бы «плавает» в масле. Из-за недостаточного количества масла, перегретый вал начинает вращаться в подшипниках практически без смазки, это может привести к срыву или продавливанию масляного клина, соприкосновению вала и подшипников, и как следствие быстрому износу бронзовых подшипников, и налипанию бронзы на перегретый вал.
Зазоры в подшипниках увеличиваются до недопустимых размеров, что приводит к повышенному люфту всего вала. В следствии чего, появляется дисбаланс, который становится больше допустимого и ускоряет процесс разрушения турбокомпрессора. Частым результатом масляного голодания становится поломка вала.
Помимо этого, масляное голодание характеризуется звуками - скрежетом, свистом, воем.
Характерными признаками масляного голодания является:
Все это происходит в считаные секунды, так как скорость вращения вала может достигать 250 000 оборотов в минуту. Дополнительно стоит отметить, что охлаждение турбины достигается в том числе прохождением масла через корпус турбокомпрессора. При масляном голодании происходит увеличение теплоотдачи, в результате температура увеличивается до четырехсот градусов, вызывая перегрев корпуса подшипников и коксование остатков масла на валу. В том числе коксом забиваются маслопроводящие отверстия подшипников и среднего корпуса турбины, из-за этого тоже может возникнуть еще больший дефицит масла.
Если Вы заметили признаки масляного голодания турбины, такие как шум, вибрация или перегрев, то необходимо обратиться к специалисту для диагностики и ремонта.
Система смазки турбокомпрессора соединена с системой смазки двигателя. От двигателя масло поступает в турбину под давлением через трубку подачи масла, далее все детали турбокомпрессора смазываются, после чего масло поступает обратно в картер самотеком.
Существует несколько основных причин течи масла из турбины. И для некоторых может показаться удивительным, но далеко не все эти причины связаны именно с самой турбиной.
Основные причины почему турбина гонит масло:
«Вал в турбине находится в сбалансированном состояние с точки зрения давления в горячей и холодной части. Потому если в какой-то части образовывается избыточное давление (например, забит выхлоп) или недостаточное (например, прямоточная системы выхлопа или негерметичность впускной системы), то вал начинает выдавливать в ту или другую сторону.»
«Очень часто происходит так: турбина без проблем работает долгие годы, потом появляется какая-то неисправность в автомобиле, которая приводит к выходу из строя самой турбины. Турбина бы могла и дальше работать, если бы вовремя определили поломку в автомобиле и устранили ее. Но наивный покупатель или безграмотный механик бездумно устанавливают новую турбину или картридж, не устранив реальную причину поломки, а потом с удивлением обнаруживают, что турбина снова сломалась. Потом крики, вопли, негатив, претензии к продавцу, к изготовителю турбин, повторное снятие и установка турбины. И так может повторится не один раз, до тех пор, пока не будет устранена причина поломки турбины.»
Избыточное давление масла в турбине может возникать по следующим причинам:
Когда турбина гонит масло, то это приведет к значительномуповышению потребления масла двигателем. Характерным признаком данной неисправности является наличие сизого дыма в выхлопе.
Также повышенный выброс масла может привести к поломке турбокомпрессора .
Нередко владельцы турбированных автомобилей сталкиваются с такой неисправность как свист турбины.
Свист турбины – это резкий высокий звук, производимый движением струи воздуха. Свист турбины может появляться уже на 1,5 тысячах оборотов.
Диагностика турбины при посторонних звуках начинается с опрессовки всей системы. В первую очередь надо удостовериться, что система герметична и нет никаких просечек в местах соединения патрубков. Далее необходимо проверить отсутствие механических повреждений на крыльчатках со стороны холодной и горячей части турбины.
Визуальный осмотр. Проверьте турбину на наличие повреждений, трещин, утечек масла и других видимых дефектов.
Проверка турбины на наличие люфтов. Люфты в турбине могут привести к её износу и свисту.
Проверка давления наддува. Измерьте давление наддува с помощью манометра. Низкое давление может быть причиной свиста.
Проверка герметичности системы впуска и выпуска. Утечки воздуха могут привести к снижению давления наддува и свисту.
Компьютерная диагностика. Проведите компьютерную диагностику двигателя и турбины для выявления ошибок и неисправностей.
Периодически клиенты приходят с жалобой, что на их турбине открутилась гайка крепленя колеса компрессора к ротору турбины. По их мнению это вероятно заводской брак, но на самом деле это не так.
Сама по себе гайка открутиться никогда не может. Это связано с тем что резьба на валу имеет обратную резьбу и в процессе работы турбины она наоборот затягивается. Таким образом самопроизвольное откруичвание при нормальной работе турбины исключено.
В действительности же, открутится гайка может только при резкой остановке вращения вала. Это простейший закон физики. В момент резкой остановки, гайка и колесо компрессора по инерции продолжают вращаться и вот только тогда происходит их откручивание.
А вот причин такой резкой остановки может быть несколько:
Возникли сложности с подбором?