Электронные актуаторы типа REA и SREA устанавливаются турбины с изменяемой геометрией и управляют перемещением лопаток геометрии. Ниже мы рассмотрим некоторые популярные вопросы, связанные с REA/SREA.
Каковы признаки возможной неисправности электронного привода? Существует несколько факторов, которые определяют неисправность привода:
Мигающий индикатор управления двигателем;
Полная потеря мощности, приводящая к переходу автомобиля в режим холостого хода;
Низкий уровень наддува;
Избыточный уровень наддува;
Шум турбонаддува;
Коды неисправностей.
Существует два типа электронных приводов. Эти два типа (SREA/REA) можно идентифицировать по различной ориентации разъемов.
Внимание: не прикасайтесь к разъемам, чтобы снизить риск повреждения.
Начнем с кодов ошибок
Если диагностическое оборудование выявило неисправность турбонагнетателя, является ли тому причиной электронный актуатор?
Проверка кодов ошибок ECU и изучение этих кодов имеет решающее значение и может помочь вам очень быстро определить основную причину. Тем не менее, турбокомпрессоры подключены к той же цепи, что и другие датчики, и вполне возможно, что неисправны именно другие элементы, а не обязательно турбокомпрессор. Встречались примеры неисправностей турбонаддува, которые регистрировались с помощью диагностического инструмента, однако, при просмотре кода ошибки выяснилось, что неисправны форсунки.
Всегда следует проверять историю автомобиля на наличие застералых проблем, таких как ранее зарегистрированные коды ошибок ECU и замененные компоненты двигателя, особенно те, которые связаны с турбонаддувом.
При выключенном и холодном двигателе проверьте, имеется ли соединение между SREA/REA (это маленькая черная коробочка, прикрепленная к впускной стороне турбокомпрессора) и рычагом корпуса подшипника турбокомпрессора. При наличии возможности проверьте, свободно ли перемещаются оба конца рычага, должен быть небольшой люфт. Кроме того, проверьте, нет ли коррозии, которая может препятствовать перемещению, и убедитесь, что рычаг не отсоединен с обоих концов.
Обратите внимание: во избежание повреждения отсоедините электрический разъем от бортовой сети.
Дальнейшее изучение
Проведите проверку по следующему чек-листу:
Надежно ли установлен электрический разъем REA/SREA? Не тяните за провод напрямую, так как это может привести к повреждению.
Повреждены ли фиксаторы на разъеме?
Есть ли признаки попадания воды? Проверьте, нет ли воды или пятен под уплотнением разъема и в разъеме REA/SREA (для этого необходимо отсоединить соединительные провода).
Повреждены ли стенки разъема или уплотнение? Проверьте стенки разъема REA/SREA на наличие повреждений или трещин.
Правильно ли подсоединены провода в жгуте, а неиспользуемые места герметичны?
Проверьте, нет ли повреждений или трещин на стенке разъема REA/SREA.
И наконец…
Проверьте следующее:
Включите зажигание, не заводя двигатель – свободно ли перемещается электронный привод? Примечание: некоторые приводы не двигаются, пока двигатель не заработает.
Загораются ли какие-либо предупреждающие лампочки на приборной панели?
Запустите двигатель и снова прислушайтесь к шуму привода, по возможности визуально проверьте, не перемещается ли привод.
Проверьте еще раз, нет ли каких-либо сигнальных лампочек на приборной панели. Если загораются лампочки и видно движение привода, это может означать, что где-то в автомобиле неисправна электроника.
Выключите зажигание, рычаг привода должен быстро переместиться в “безопасное” положение. В некоторых случаях рычаг привода может продолжить движение, чтобы освободить путь для сопловой лопатки, это, конечно, зависит от области модели вашей техники.
Если были выполнены описанные выше действия и все разъемы в исправном состоянии, привод работает свободно и нет признаков попадания воды, то, скорее всего, неисправность кроется не в актуаторе.
Диагностика турбокомпрессора
Если электронный привод вышел из строя, следует ли мне проверить турбонаддув? В любом случае - да, даже если проблема, связана только с электронным приводом.
SREA и REA могут выйти из строя из-за заклинивания механизма с изменяемой геометрией из-за образования осадка или нагара. Когда механизм с изменяемой геометрией заклинивает, он пропускает через двигатель больший ток, чем он рассчитан, что приводит к перегоранию мотора или выходу из строя пластиковых червяков. Это ограничение может привести к снижению давления наддува и переводу автомобиля в "режим холостого хода’.
При ремонте электронного привода необходимо обеспечивать правильное соединение между червяком и моторчиком – в противном случае привод может окончательно выйти из строя. В большинстве случаев неисправность гирбокса не влияет на крышку актуатора и электронику внутри него, и их можно использовать в дальнейшем.
Если электронному актуатору не удалось открыть лопасти соплового кольца в сборе при ускорении, турбина не будет работать эффективно. Если лопасти установлены в закрытое положение, это может привести к заглушению двигателя или превышению скорости турбины. В противном случае, если лопасти открыты больше, чем требуется, турбина будет слишком сильно "запаздывать" и будет медленно реагировать.
Напоследок рассмотрим ответы на некоторые популярные вопросы
Вопрос: Взаимозаменяемы ли электронные приводы?
Ответ: Электронные приводы SREA / REA имеют довольно сложную конструкцию. Их крышки и гирбоксы редко сочетаются друг с другом. Настройки калибровки запрограммированы в программном обеспечении, встроенном в крышку, и являются уникальными для каждого турбокомпрессора. Также, если ослабить крепежные болты на приводе, это приведет к выходу его из строя.
Вопрос: Крышка повреждена, могу ли я ее починить?
Ответ: Каждый турбокомпрессор откалиброван по-разному, и электроника в каждой крышке запрограммирована специально для этого турбокомпрессора, поэтому она не является ремонтной деталью. В этом случае вам потребуется заменить весь блок SREA или REA с правильными настройками калибровки. Неправильная калибровка электронного привода, установленного на турбокомпрессоре, может привести к снижению производительности или полному отказу.
Вопрос: Можно ли использовать пайку для исправления поврежденных соединений в крышке?
Ответ: Не рекомендуется использовать пайку для исправления поврежденных соединений ни в крышке, ни в гирбоксе. Припой может растрескиваться в условиях перепада температур и вибрации.
Вопрос: Какие еще факторы могут привести к выходу из строя моего электрического актуатора?
Ответ: Неправильное обращение с турбонаддувом – при ударе по разъему турбонаддува он может сломаться, и потребуется замена всего устройства. Попадание воды – расположение турбонаддува в моторном отсеке может привести к тому, что электронный привод будет более восприимчив к попаданию воды. Привод может заржаветь и загрязниться, подавать неправильные сигналы и в конечном итоге выйти из строя. Разъемы на плате – Разъемы проводов могут растягиваться и сжиматься, что в конечном итоге может привести к поломке электронного привода. Эта неисправность часто остается незамеченной во время ремонта и тестирования в мастерской, поскольку ее можно обнаружить только при изменении температуры. Вибрация двигателя – Постоянная вибрация автомобиля может привести к износу электронного актуатора, что со временем приведет к его выходу из строя.
Возникли сложности с подбором?