Есть много техдокументации и статей, посвященных тому, как неисправный турбонаддув может привести к повреждению сажевого фильтра, но правда в том, что и сажевый фильтр также зачастую приводит к неисправностям турбонаддува. Давайте рассмотрим, какое влияние может оказать засоренный фильтр на турбокомпрессор.
Сажевые фильтры (DPF - Diesel Particle Filters) были впервые применены в январе 2005 года в соответствии со стандартом выбросов Евро-4. Он предполагает, что содержание твердых частиц в дизельном топливе должно быть снижено до предельно низкого уровня с целью защиты окружающей среды. Сделать это в процессе сгорания до требуемого уровня было технически невозможно, поэтому после сентября 2009 года все дизельные автомобили были оснащены фильтрами для улавливания сажи и других вредных частиц. Система DPF позволяет удалять около 85% твердых частиц из выхлопных газов.
Естественно, что засоренный DPF не будет работать нормально. Для устранения засора существует два метода автоматической очистки. В новых автомобилях применяется активная очистка, которая представляет собой процесс удаления накопившейся сажи из фильтра путем добавления топлива после сжигания для повышения температуры выхлопных газов и сжигания сажи. Пассивная же очистка происходит автоматически при движении по шоссе при высокой температуре выхлопных газов. Многие автоконцерны перешли к активной очистке, поскольку редкие водители проезжают достаточные дистанции на скоростях, необходимых для очистки DPF, а постоянные короткие расстояния вредны для турбонаддува или выхлопной системы.
Итак, что происходит с турбонаддувом, когда засоряется DPF? Засорение DPF препятствует прохождению выхлопных газов через систему выпуска с требуемой скоростью. В результате в корпусе турбины повышается противодавление и повышается температура выхлопных газов. Повышенная температура выхлопных газов и противодавление могут по-разному влиять на работу турбокомпрессора, включая проблемы с эффективностью, утечки масла, коксование масла в корпусе и утечки выхлопных газов из турбокомпрессора.
Как распознать турбокомпрессор, у которого возникли проблемы с DPF?
Изменение цвета деталей картриджа обычно свидетельствует о том, что тепло чрезмерно передается через вал со стороны турбины. Повышенная температура в картридже вызывается повышенным давлением в выхлопной системе, которое выталкивает выхлопные газы через уплотнения поршневых колец. Раскаленные выхлопные газы могут препятствовать эффективному охлаждению масла в картридже и вызывать коксование масла, блокируя его подачу и вызывая износ подшипников. Поломку такого типа часто можно ошибочно принять за недостаток смазки или загрязненное масло;
Скопление нагара в канавке поршневого кольца со стороны турбины бывает вызвано повышением температуры выхлопных газов;
Утечка масла в корпус компрессора может быть бывает вызвана тем, что выхлопные газы попадают в патрубок картриджа со стороны турбины и вытесняют масло через сальник со стороны компрессора;
Заблокированный DPF может выталкивать выхлопные газы через мельчайшие зазоры, включая зазоры в корпусе подшипника, рычаге управляемой геометрии и вестгейтах. В этом случае скопление нагара в этих механизмах может ограничить перемещение рычагов, что повлияет на работу турбины. В некоторых случаях на задней поверхности уплотнительной пластины (задней крышки), через которую проходили выхлопные газы, можно увидеть скопление сажи;
Выход из строя рабочего колеса турбины также может быть обусловлен высокой усталостью металла, вызванной повышением температуры.
Как вы можете предотвратить возникновение таких проблем?
В качестве отправной точки важно определить тип сбоя и определить, является ли проблема, связанная с DPF, основной причиной. Если весь картридж в порядке и имеются некоторые признаки перегрева со стороны турбины в узле сердечника, то неисправность, скорее всего, вызвана чрезмерной температурой выхлопных газов. Большое количество нагара в механизме VNT и на рычагах указывает на блокировку DPF, и водитель может испытывать задержку турбонаддува.
Чтобы помочь предотвратить отказ турбонаддува, вызванный работой DPF?
Определите, заблокирован ли DPF;
Обратитесь за консультацией к специалисту по DPF;
Замените DPF на высококачественную замену – более дешевые DPF часто будут работать не так эффективно, как оригинальные. Это может привести к повторению условий работы заблокированного DPF;
Если DPF заблокирован, всегда заменяйте сердечник турбонагнетателя в сборе, чтобы предотвратить возможную утечку масла;
Возникли сложности с подбором?