В турбокомпрессоре гайка вала закрепляет на валу колесо компрессора и другие детали роторной группы. Гайка вала должна быть затянута со строго определенным моментом затяжки. Обычно она имеет левую резьбу, если только детали ротора не вращаются в обратном направлении. Гайка вала также может называться «контргайкой» или «контргайкой крыльчатки».
Турбокомпрессоры спроектированы с высокой точностью и рассчитаны на работу со скоростью до 360 000 оборотов в минуту при температуре до 850°C, если используется дизельное топливо, и до 1050°C при использовании бензина. Такие условия работы достаточно экстремальны. Если внутри ротора возникнет какое-либо сопротивление или блокировка, центробежная сила/инерция продолжит действовать, и гайка вала ослабнет.
Некорректно затянутая гайка вала может привести к серьезному повреждению колеса компрессора в течение нескольких секунд после запуска турбокомпрессора. Чтобы помочь выявить эти неисправности при ремонте, ниже мы выделили причины и признаки повреждения, вызванного незакрепленной гайкой вала.
Как крепится гайка вала?
На всех заводах-производителях турбокомпрессоров действуют строгие правила по затяжке гайки вала. Для каждой модели турбины есть своя собственная конфигурация крутящего момента и инструкции, которые должны выполняться опытной командой по сборке картриджей. Иногда, в процессе недостаточно профессионального ремонта или из-за повреждения других компонентов турбокомпрессора, затяжка может измениться. Причины таких ошибок таковы:
· Превышение скорости вращения турбины приводит к чрезмерному радиальному расширению колеса компрессора, однако сокращает его длину. Это ослабляет натяжение вала, и гайка вала начинает ослабевать.
· Царапины на подшипниках, которые могут быть вызваны загрязнением масла или другой неисправностью, приводят к тому, что колесо компрессора трется о корпус и "застревает", что в конечном итоге приводит к ослаблению гайки вала.
· Повреждение колеса компрессора и/или турбины посторонними предметами приводит к нарушению баланса турбины. Это приводит к трению колеса о корпус и ослаблению гайки вала.
· В подавляющем большинстве турбокомпрессоров направление резьбы гайки вала противоположно направлению вращения вала. Если колесо компрессора вращается по часовой стрелке, резьба гайки вала должна быть левой - в противном случае гайка может ослабнуть во время работы.
· Засорение маслопровода может привести к тому, что подшипниковая система "зацепится" за вал, препятствуя его вращению, что, в свою очередь, приведет к ослаблению гайки вала.
Признаки ослабления гайки вала:
· Шум турбины во время работы;
· Снижение производительности;
· Сколы на лопатках компрессора;
· Ямки на входе в компрессор;
· Ямки на лопатках компрессора;
· Лопнувшее колесо.
Предотвратить поломку из-за незакрепленной гайки вала непросто. Единственный способ предотвратить неполадки - поддерживать двигатель в хорошем состоянии и правильно устанавливать турбокомпрессор. В частности, при установке турбокомпрессора всегда меняйте масло и фильтр, используя масло правильной марки, указанной производителем автомобиля Также используйте правильные настройки крутящего момента на гайке вала, рекомендованные заводом-производителем.
Возникли сложности с подбором?