Превышение скорости вращения вала само по себе не является дефектом, но зачастую приводит к значительным поломкам турбины. При наличии утечек масла, трещин в корпусах или некачественных уплотнений между турбокомпрессором и двигателем турбонаддуву приходится работать намного интенсивнее, чем следовало бы, чтобы обеспечить подачу необходимого количества воздуха в двигатель.
Одним из последствий превышения скорости вращения вала турбины является «апельсиновая корка». Этот эффект проявляется на задней поверхности колеса компрессора и возникает в результате расширения и сжатия металла. При превышении скорости вращения колесо компрессора увеличивается в размерах. Это расширение приводит к появлению трещин между границами зерен материала. В легких случаях деталь возвращается в исходное состояние, т.к. материал крыльчатки обладает небольшой долей эластичности, но в большинстве случаев расширение и последующее сжатие приводит к трещинам, и они продолжают расти, так что в конечном итоге части детали могут отколоться.
Как уже упоминалось, превышение скорости не рассматривается как причина неисправности турбонаддува, а только как предпосылка к ней, поскольку в результате этого превышения могут возникнуть симптомы других неисправностей. К таким симптомам относятся изменение формы и цвета деталей – это симптомы недостатка смазки. Зазубрины на деталях могут указывать на загрязнение масла, так как частицы, которые вызвали зазубрины, могли отколоться от подшипников в результате превышения скорости и вызванной этим разбалансировки ротора.
Этот дисбаланс также может привести к трению крыльчаток компрессора и турбины в своих корпусах, что, в свою очередь, может привести к быстрому износу вала и потере или деформации части лопаток. Таким образом, превышение скорости приводит к серьезным повреждениям и часто является прямой предпосылкой к поломке всего турбокомпрессора! Выявление этих особенностей при диагностике и возврате по гарантии может сэкономить время и деньги.
Как предотвратить превышение скорости вращения вала? Ниже перечислим несколько важных пунктов:
· Турбонаддув не должен подвергаться гаражным модификациям;
· Турбонаддув может устанавливаться только на соответствующие ему автомобили;
· Не должно быть каких-либо засоров или утечек в воздушном патрубке;
· Перепускной клапан или система VNT должны работать без сбоев и быть должным образом откалиброваны;
· Электронные датчики и блок ECU должны работать корректно;
· Избегайте чип-тюнинга и следите за расходом топлива – избыточный расход указывает на риск перегрева турбокомпрессора.
Возникли сложности с подбором?